Люди, которые находятся в какой-то настоящей, проверенной тысячелетиями традиции, могут быть на трёх уровнях.
Первый уровень – религиозный материалист, духовный материалист. Это очень хороший человек. Он уже говорит: «Да, я не Бог, к сожалению, не всё по моему желанию происходит, я принимаю, я согласен». У него уже появилось смирение. Но философия осталась по большей части старая. У него так же, как у обычных людей, есть друзья и враги. Друзья – это кто? Кто делает приятно для меня, те пойдут в рай, потому что они мне помогают, они хорошие люди. А вот эти – неверные, не наши, не из нашей религии, причёска у них другая, это плохие люди, все в ад пойдут, тем более они меня как-то обидели. А со мной так нельзя, ведь я самый главный. То есть хотя старая пластинка осталась, но он уже начал менять ее, свою пластинку. И если вы с таким человеком будете общаться, вы заметите, что у него есть эти старые привычки, но при этом он верующий. Он склонен к фанатизму, категоричности, экстремизму. Он делит людей на наших – не наших, может критиковать, обижать. Спрашивать у таких людей о том, что хочет Бог, нет смысла: они не разбираются. Они очень сильно подстраивают знания под свои нужды, как стервятник и шакал
Вторая категория людей – те, кто стремятся стать госвами. Такой человек очень серьёзно принял трансцендентную философию, у него есть учитель, настоящий госвами, и он искренне старается жить по этой философии. Конечно, эти старания не всегда успешны, потому как у него в сердце идет борьба. Обычно рассказывают историю про двух собак, которые живут в нашем сердце. Побеждает та собака, которую мы кормим. На самом деле не у всех живут две собаки, у кого-то одна. Чтобы там появилась вторая собака – белая, настоящая, человеку обязательно нужно встретиться с тем, кто обладает этим сознанием. И потом, когда у этого человека появилось правильное понимание, он искренне старается жить так, как мы говорили выше. Этому человеку надо быть аккуратным, чтобы не потерять это состояние, ведь он может скатиться. Такой человек уже может рассказывать, потому что он искренне это практикует, и у него есть учитель в традиции, и он сам ученик. Он может говорить правду.
Третья категория людей – это настоящие госвами, у которых внутри есть высшее счастье, любовь к Богу. Начинающий госвами обычно говорит, что надо всем помогать, потому что все люди хорошие, но если кто-то настроен категорически против такой помощи, то надо оставить его. И он не помогает тем, кто агрессивно настроен. Ему нельзя так делать. Потому что, во-первых, человек обижается, а это нехорошо, а во-вторых, этот человек может, оскорбляя госвами, пострадать за это. И чтоб ему хуже не было, госвами старается с ним не общаться. Например, я ценный человек, у меня есть покровитель, который обо мне переживает. И если я подойду и вы меня ударите, что с вами будет? Этот покровитель вызовет вас на ковёр. А я не хочу, чтобы вас вызывали на ковёр. Поэтому я с вами не общаюсь, чтобы вам хуже не было.
Но настоящий госвами – это экстремальный человек. Обычно рассказывают притчу про скорпиона. Шёл человек, и увидел, что тонет скорпион. Человек протянул руку, чтобы спасти его, а скорпион ужалил его. Но человеку его жалко, он снова протягивает руку, хватает скорпиона, тот жалит его, от боли человек разжимает руку, скорпион падает, опять тонет. Человек снова руку протягивает, тот снова жалит, рука разжимается, скорпион падает... Рядом стоял нормальный человек и спросил: «Ты зачем это делаешь?» А человек говорит: «Понимаешь, у него природа кусать. У меня природа спасать, ничего с этим не могу сделать».
Вот начинающему так не надо делать. Иногда мы хотим резко кому-то помочь, резко причинить кому-то благо. Люди говорят: «Не надо!» А мы говорим: «Надо!» Так вот не надо. Иначе это насилие, фанатизм. Вы бы хотели, чтобы вам так сделали? Нет. И они не хотят. И Бог так не хочет, чтобы мы к кому-то насилие применяли. Почему же тогда госвами так делает? Не из-за насилия, а из-за экстремального сострадания. Но это высокий уровень. Надо уважать свободу выбора людей.
Пока для нас лучший способ помочь другим – это рекламировать благость своим поведением. Тогда люди могут заинтересоваться. Но по-другому не надо, никакого экстремизма.
Итак, вы приходите в традицию, и в ней вы видите три категории людей: религиозные материалисты, те, кто искренне стараются жить по трансцендентной философии, и те, кто достиг успеха. Последние двое могут быть наставниками.
Бывает ли всё-таки так, что человек – трансценденталист, но он не шротрия и не брахмаништха? Он не в традиции, и по поведению непонятно: а кто его знает, может, у него есть всё? Оказывается, такие бывают, их называют авадхуты, а по-русски – юродивые. Но чем отличается юродивый от сумасшедшего, никто не знает, никто не поймёт. Поэтому они не могут быть учителями. Есть такие люди, которые находятся на очень-очень заоблачных высотах, но внешне они ведут себя как сумасшедшие. Но никто не поймёт, только если какой-то супергосвами не покажет пальцем и не скажет: «Этот человек не сумасшедший, это реально трансценденталист». Только в этом случае мы можем понять. Поэтому на таких не надо рассчитывать. Надёжнее искать того, кто обладает качествами шротрии и брахмаништхи. То есть он в традиции, успешен в ней и является госвами или как минимум у него есть учитель-госвами.